Сайт Малышевой Алины Денисовны

Музыкотерапия

Музыкотерапия — это лекарство, которое слушают. О том, что музыка способна изменить душевное и физическое состояния человека, знали еще в Древней Греции и в других странах. Мирный и ласковый плеск волны, например, снимает психическое напряжение, успокаивает. Врачуют не только естественные, но и искусственно созданные звуки. Специально подобранные мелодии снимают гнев и досаду, улучшают настроение.

В конце прошлого века И.Р. Тарханов своими исследованиями доказал, что мелодии, доставляющие человеку радость, благотворно влияют на его организм: замедляют пульс, увеличивают силу сердечных сокращений, способствуют расширению сосудов, нормализуют артериальное давление, стимулируют пищеварение, повышают аппетит.

О роли музыкотерапии в жизни человека написано много книг [49, 51, 52, 65, 72 и др.].

Раздражающая музыка дает противоположный эффект. Известно, что музыка содействует налаживанию контакта с человеком. Ученые установили, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение, усиливают внимание и так далее.

Музыка действует избирательно: в зависимости от характера произведения, от инструмента, на котором она исполняется. Так, например, игра на кларнете влияет преимущественно на кровообращение. Скрипка и фортепиано успокаивают нервную систему; а флейта оказывает расслабляющее воздействие.

Самый большой эффект от музыки — это профилактика и лечение нервно-психических заболеваний. Она снимает меланхолию, последствия депрессий и стрессовых состояний. Если верить библейской легенде, то царя Саула уберегли от приступов безумия, — как вы думаете, чем? Игрой на арфе! По признанию известной французской писательницы Жорж Санд, музыка лечила ее значительно эффективнее, чем доктора.

Говоря о многозначности музыки, психотерапевт С. Мамулов подчеркивает, что на некоторых людей она влияет острее, чем слово. Музыка может умиротворять, расслаблять, активизировать, облегчать печаль и вселять веселье; усыплять или вызывать приток энергии, будоражить, создавать напряжение, вызвать агрессивность.

Излишне громкая музыка с подчеркнутыми ритмами ударных инструментов вредна не только для слуха, но и для нервной системы. Она, как горный обвал, обрушивается на человека, подавляет нервную систему, увеличивает содержание адреналина в крови, вызывает стресс.

Музыка И.С. Баха, В.А. Моцарта, Л. Бетховена оказывает удивительное антистрессовое воздействие. В развитых странах (Японии, Германии, Дании, Швеции) музыкотерапия заняла в жизни человека достойное место. Созданы научные общества музыкотерапевтов, готовятся специалисты этого профиля.

Значительный вклад в развитие музыкотерапии внесла Международная конференция, которая проходила в Ростове-на-Дону (май, 1995) на базе трех вузов: Медицинского государственного университета, Ростовского государственного педагогического университета и консерватории им. СВ. Рахманинова. Большой интерес у участников конференции вызвали доклады и видеозаписи психотерапевтов из Германии.

Врачи университетской клиники Мюнхена успешно используют музыкотерапию при лечении детских церебральных параличей. А в последние годы к обычному лечению больных врачи добавили слушание произведений Л. Бетховена и В. Моцарта, так как хорошее настроение, положительный фон помогают избавиться даже от язвы желудка.

В Японии музыкотерапия широко используется для нормализации физического и психического состояния человека на производстве, в школе, вузе и т. д. В настоящее время музыка стала одним из самых эффективных элементов родовспоможения. Беременные женщины по совету врача предоставляют неродившемуся ребенку возможность слушать специально подобранные мелодии. То, что плод воспринимает звуки, ни у кого не вызывает сомнения. Установлено, что при использовании музыкотерапии число осложнений при родах резко сокращается. Малыши появляются на свет спокойными, легче адаптируются. Об этом свидетельствуют многочисленные наблюдения медиков, педагогов, родителей.

Оценивают детей по шкале Апгара. Десятибальная система информирует нас о состоянии новорожденного в первую минуту рождения и через пять минут после адаптации его к окружающему миру. (Педагогическая диагностика и коррекция речи / Под ред. М.А. Поваляевой. — Ростов н/Д., 1997. — С. 97).

В шведских городках в палатах для рожениц также часто звучит музыка. Предпочтение многие отдают концертам Вольфгана Амадея Моцарта. Ученые считают, что именно этой музыке акушеры обязаны необычайно низкими показателями ранней детской смертности в Японии, Швейцарии и т. д.

В нашей стране до недавнего времени лечебные возможности слышимого звука медиками практически не использовались и не изучались. А. Р. Гуськов со своими учениками впервые использовал стимуляцию, передачу звуковых сигналов через кожу в нужном направлении

Они получили данные, что звуковая частота 3 кГц обладает и более выраженным физиологическим воздействием.

Опыты показали, что даже если работоспособность почек снизилась на l/З, то с помощью звуковой стимуляции, опираясь на резервные возможности человека (на функции внутренних органов), можно практически полностью их восстановить. Эффект стойкий, восстановленная функция сохранялась годами.

Позже слышимый звук усилиями А. Р. Гуськова и его сотрудников прекрасно зарекомендовал себя и в лечении желудочно-кишечных заболеваний, печеночных патологий, когда нарушается функция желчевыводящих путей.

Наибольшим возбуждающим действием, как показали исследования, обладает музыка В.Р. Вагнера, оперетты Ж.Оффенбаха, «Болеро» М. Равеля, «Весна священная» И. Стравинского с их нарастающим ритмом. Особенно эффективны эти произведения в работе с вялыми, паретичными детьми. Восприятие музыкальных произведений — процесс индивидуальный, требует много сил и знаний для грамотного подбора мелодий.

Легкая спокойная музыка датского композитора Франсиско Гойя успокаивающе действует на нервную систему, приводит в равновесие процессы возбуждения и торможения. Слушая эту музыку, никто не позволял себе громко кричать и шалить.

«Каприз № 24» Николо Паганини в современной обработке, наоборот, повышает тонус организма, настроение. Музыка, отвлекая внимание от неприятных образов, способствует концентрации внимания. Уравновешивают нервную систему фонограмма леса, пение птиц, пьесы из цикла «Времена года» Петра Ильича Чайковского, "Лунная соната" Людвига Бетховена.

Для людей с проблемами сердечной деятельности канадские психиатры рекомендуют перед сном слушать «Времена года» П.И. Чайковского, скрипичные концерты Моцарта. Японские ученые для регулирования работы сердечно-сосудистой деятельности записали кассеты, состоящие только из русских народных песен. Для полноценной работы дыхательной системы (легких) приятна музыка тишины и покоя, шума воды.

Музыкальные ритмы, позитивно влияющие на печень, должны быть очень доброжелательными, домашними. Для прослушивания подходит музыка старых мастеров: Людвига Бетховена, Вильгельма Вагнера, Жака Оффенбаха, Мориса Равеля, Игоря Стравинского, Иоганна Баха, Воль-фгана Моцарта, Томазо Альбиони. Для облегчения работы селезенки музыкотерапевты рекомендуют темы, связанные с древними балладами, с песнопениями, в основу которых легли тексты Востока, древних славян, церковная музыка.

Бездумное увлечение рок-музыкой в первую очередь ударяет по иммунной системе человека. Но и абсолютно бесшумная обстановка, как установлено научными исследованиями, отрицательно влияет на психику человека, поскольку абсолютная тишина не является для него привычным окружающим фоном, что следует учитывать в повседневной практике.

Пока учреждения здравоохранения и образования не повернулись лицом к проблеме музыкотерапии, энтузиастам-педагогам, врачам, родителям приходится подбирать «звучащее лекарство» самостоятельно. Таким образом, нетрадиционные методы лечебной педагогики действительно помогают человеку.

Если вы подавлены, грустны, тревожны и хотите выйти из этого состояния, не ищите сразу мажорную музыку. Вначале послушайте что-то мелодичное, задумчивое, «сочувствующее» вам, затем жизнерадостное, бодрящее. Постепенно этот музыкальный поток как бы захватит вас и унесет проблемы.

Многими исследователями подчеркивается необходимость дифференцированного подхода к выбору музыкальных произведений для расслабления, отдыха или для повышения тонуса и работоспособности. Приводятся характеристики музыкальных произведений, отражающих определенные эмоциональные состояния человека.

Серьезные исследования по данному вопросу были проведены В. М. Бехтеревым. Он считал, что среди вспомогательных средств общения, пожалуй, самым действенным и организующим является музыка. Восприятие музыки не требует предварительной подготовки и доступно детям, которым еще нет и года. Музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту человека, умерить слишком возбужденные темпераменты и расшевелить заторможенных детей, отрегулировать координацию движений.

Цель занятий с использованием музыкотерапии состоит в создании положительного эмоционального фона; снятии фактора тревожности, возникающего у данного контингента детей вследствие резкого изменения социального и личностного статуса; стимуляции двигательных функций; развитии и коррекции сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений), их способностей; растормаживании речевой функции.

В последнее время музыкотерапию выделяют как самостоятельное направление в психотерапии, где она выполняет ряд психокоррекционных задач, которые тесно переплетаются с психотерапевтическими, включают основные пункты тренировочных программ (Г. Гельниц, Г. Шульц-Вульф, 1985).

Наиболее важными для детей-логопатов являются тренировка наблюдательности, развитие чувства темпа, ритма и времени, мыслительных способностей и фантазии, вербальных и невербальных коммуникативных навыков, воспитание волевых качеств, выдержки и способности сдерживать аффекты, развитие общей тонкой моторики и артикуляционной моторики.

Непосредственно лечебное воздействие музыки на нервно-психическую сферу детей происходит при ее пассивном или активном восприятии. В дошкольном возрасте эффект музыки достигается музыкальным оформлением различных игр, специальной коррекционной ориентацией традиционных занятий.

Музыкальная ритмика широко используется при лечении двигательных и речевых расстройств (тиков, заикания, нарушений координации, расторможенности, моторных стереотипов), при коррекции недостаточного психомоторного развития, чувства ритма, речевого дыхания. С дошкольниками она проводится в форме подгрупповых занятий с ритмическими играми, дыхательной гимнастикой, воспроизведением заданного ритма как в ускоряющемся, так и в замедляющемся темпе.

Музыку используют и в самостоятельной работе, когда нет речевого общения. Исключение — мелочтение (чтение под музыку), которое эффективно при заикании. Громкость звучания строго дозирована. Звук не должен быть громким или чрезмерно тихим.

Разработка и проведение музыкотерапии в детском и подростковом возрасте требуют творческого сотрудничества с врачами, психологами, музыкальными педагогами. Использование музыкотерапии при речевых патологиях органического происхождения оказалось оправданным и перспективным за счет мощного воздействия музыки на эмоциональную сферу человека. Анализ литературных источников доказывает благотворное влияние определенных музыкальных произведений на интеллектуальную деятельность. Так, определены механизмы положительного влияния музыки на учебную деятельность, повышение мотивации учебы, возрастание удовлетворенности учением.

Музыкотерапия содержит систему разнообразных дифференцированных методов, одни из которых являются, безусловно, традиционными, другие определенным образом модифицированы в соответствии со спецификой речевого нарушения.

Музыкотерапия включает: прослушивание музыкальных произведений; пение песен; ритмические движения под музыку; сочетание музыки и изо деятельности.

Она способствует улучшению эмоционального состояния детей; повышает качество движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); содействует коррекции и развитию ощущений, восприятий, представлений; стимулирует речь; нормализует ее просодическую сторону (темп, тембр, ритм, интонацию, силу голоса и др.).

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  • использовать для прослушивания можно только то произведение, которое нравится всем детям;
  • лучше использовать музыкальные пьесы, которые знакомы детям. Они не должны привлекать их внимание своей новизной, отвлекать от главного;
  • продолжительность прослушивания должна составлять не более 10 минут в течение всего занятия. Как правило, это только одно музыкальное произведение.

Где бы вы ни жили, где бы вы ни были, постарайтесь всегда и во всем слышать музыку, звенящую жизнью. И пусть это будет живая музыка дождевой капели, торжественная песнь океана, тихий шелест травинки или гул могучих сосен. Пусть этот шум природы сольется с музыкой, сотворенной человеком.

Информационно-реабилитирующее воздействие музыки

Природные звуки (пение птиц, шелест листьев, шум дождя и т. д.) представляют собой естественную звуковую среду, которую человек запечатлел с момента своего рождения, они закреплены в его генетической памяти.

Вся история человечества связана со звуками природы, которые существовали до появления человека, в момент его появления и сопровождали его в течение всей жизни. Музыка может сводить с ума, открывать двери в великое и тайное, спасать и разрушать, быть злом или великой радостью.

Современная звуковая среда крупного города содержит преимущественно техногенные шумы: транспортные, производственные и бытовые. Природные звуки практически отсутствуют. В результате горожанин испытывает острый дефицит естественных звуков. Человек живет в условиях агрессивной акустической среды, которая оказывает негативное воздействие на его психику: портится настроение, нарушается сон, увеличиваются раздражительность и утомляемость, разрушается иммунитет, и как следствие развивается предрасположенность к болезням, углубляется стрессовое воздействие других, неакустических факторов.

Известно, что народная и классическая музыка в значительной степени содержат элементы природных звуков, в частности пения птиц и голосов животных. С помощью метода звуковой микроскопии было доказано происхождение народной музыки от звуков природы. При многократном замедлении народных мотивов в них прослушиваются песни птиц, причем они не только угадываются, но могут быть безошибочно идентифицированы как принадлежащие определенному виду.

Информационные технологии в области биоакустики и психоакустики открывают новые возможности в широком использовании природной звуковой среды в качестве антистрессора, стимулятора, транквилизатора состояния больных, а также относительно здоровых жителей крупных городов. Разработанная на основе этих технологий методика делает возможным направленное позитивное звуковое воздействие на горожан.

Разработаны реабилитирующие звуковые среды (РЗС), положительно воздействующие на здоровье людей. РЗС используются на специальных сеансах акустической реабилитации. Основная цель проведения сеансов — экологизация звуковой среды человека.

Звуковые композиции включают разные элементы:

во-первых, природные звуки: а) водные шумы (моря, реки, ручья, водопада, дождя), б) шум листвы, в) голоса диких и домашних животных, включая птиц, млекопитающих, рептилий, насекомых и других групп животных; во-вторых, классическая и народная музыка; в-третьих, колокольные звоны; в-четвертых, лечебная релаксационная музыка; в-пятых, голос человека: тексты для создания настроя и с целью отвлечения от негативных мыслей (стихотворные и прозаические).

Во время звучания текста музыка используется в фоновом режиме. Звуковые композиции составляются тематикой текстового материала. Но основное значение имеет эмоциональная направленность соответствующей композиции, ее общая музыкально-тоновая сочетаемость. Длительность звуковых композиций — от 20 до 45 минут. Короткие композиции состоят из 5-6 фрагментов, длинные — из 13—15. Каждый фрагмент длится от 2 до 9 минут.

В первом и последнем фрагментах длинных композиций используются одни и те же мелодии: первая — как вступление, для создания настроя на сеанс, последняя помогает окончательно выйти из состояния расслабления и переключиться на другой вид деятельности. Текст используется только в начале (3-4 мин.) и в конце (5-6 мин.) композиции.

В начале композиции используется установочный текст, помогающий слушателю настроиться на сеанс, создать определенное настроение, вызвав в памяти картины природы. Установочные тексты не направлены на внушение и самовнушение.

Предпоследний фрагмент композиции включает программу активных лечебных действий (движение шеи, самомассаж, стимулирующий точечный массаж) с целью временного избавления от болей и неприятных ощущений и, наконец, разминку под музыку.

В дополнение к акустической композиции на этих сеансах используются ароматы из 100%-ных натуральных эфирных масел, индивидуально подобранных для каждого слушателя с учетом структуры дефекта и психофизиологических особенностей человека. Представители обоих полов по-разному реагируют на сеансы.

Так, большинство женщин в силу своей эмоциональности скорее и легче расслабляются. У некоторых во время прослушивания возникают яркие картины природы. Но при этом у них чаще, чем у мужчин, наблюдались негативные ассоциации на нейтрально-положительные звуки. Мужчины же критичнее реагируют как на текстовой материал, так и на звуковые фрагменты, а также на некоторые технические погрешности.

Сеансы эффективны для общетерапевтического, кардиологического, неврологического, гинекологического, травматологического, пульмонологического, хирургического и урологического профилей. Воздействие на все группы положительное, о чем свидетельствуют опросы слушателей, проводящиеся после сеансов. Пожелания и замечания слушателей очень внимательно рассматриваются сотрудниками и учитываются в следующих звуковых композициях, которые постоянно обновляются.

Оценки состояния слушателей после сеанса

До и после сеанса для более полной оценки наряду с опросом проводят измерения: 1) артериального давления (АД); 2) пульса; 3) утомляемости зрения.

По данным опросника Айзенка, музыка для женщин была приятна, ассоциировалась с покоем, улучшала настроение, самочувствие, повышала работоспособность, нормализовывала артериальное давление.

Особенно эффективны эти сеансы для нормализации сна, повышения работоспособности, настроения, улучшения состояния плода, так как способствуют улучшению фетоплацентарного кровообращения, что в свою очередь позитивно влияет на состояние беременных. В ходе проведения данного исследования не было выявлено побочных эффектов и противопоказаний к применению сеансов релаксирующей музыкальной терапии для беременных женщин.

Суммируя вышеизложенные факты, можно дать практические рекомендации: используйте сеансы релаксирующей музыкальной терапии у беременных женщин с целью нормализации артериального давления, психоэмоционального состояния, так как музыка улучшает течение беременности, способствует хорошему настроению матери, что содействует рождению на свет здоровых, спокойных детей, способных быстро и легко адаптироваться в окружающем мире.

5.3. Музыкотерапия в посткатастрофный период

Подробный обзор литературы, посвященной различным видам музыкотерапии, представлен в работах Л.С. Брусиловского (1971), В.Ю. Завьялова (1995), Schwabe Ch. (1974). Существует множество центров музыкотерапии в странах Западной Европы: в Лондоне, Копенгагене, Роттердаме, Общество музыкотерапевтов в Австрии, Швейцарский музыкотерапевтический форум, Немецкий комитет музыкотерапии и др.

Наиболее часто музыкотерапия используется в лечении психических расстройств, сексуальных дисфункций, заикания, в наркологии, в акушерстве и гинекологии. Применение музыки для психологической помощи жертвам катастроф, кризисов восходит к религиозной христианской традиции. В проведении религиозных обрядов сочетание музыки и пения оказывало целебное воздействие на психику человека.

Целенаправленное и научнообоснованное проведение музыкотерапии возникло в стране сравнительно недавно. В течение последнего десятилетия музыкотерапия достаточно успешно применялась в акушерстве и гинекологии (В.Н. Сидоренко).

Есть опыт применения музыкотерапии в кризисные и посткризисные периоды. Проходит апробацию методика музыкотерапии в Белорусском институте экспертизы и реабилитации инвалидов (А.Л. Пушкарев). Но говорить о широком применении музыкотерапии еще рано.

Теория и практика музыкотерапии сегодня очень разнообразны и неоднозначны, существуют различные подходы и направления. В Республиканском центре медицинской реабилитации воинов-интернационалистов работа по практическому применению музыкотерапии начата сравнительно недавно — в течение последнего пятилетия.

Для данной психотехники из существующих форм проведения была выбрана индивидуальная. Для этого было оборудовано специальное место для прослушивания и специально подобранная музыка. Здесь очень важно выполнение определенных правил: создание терапевтической ситуации (психологический комфорт и психологическая безопасность), эффекта присутствия.

Основные задачи для подготовительного этапа музыкотерапии: снять недоверие к терапевтическому процессу и снять психологическую напряженность. Для действенности необходим эффект присутствия. Это дает возможность глубинного погружения в музыкальное произведение, что усиливает мыслительную и эмоциональную работу на глубоком психологическом уровне. Этого можно достичь только с помощью применения качественной радиоаппаратуры. Музыкотерапия как одна их психотехник занимает определенное место в структуре психотерапевтической помощи. Музыкотерапия может применяться как самостоятельная технология и как вспомогательная.

Существуют различные классификации:

— ресурсная музыка, цель которой — улучшить самочувствие, повысить ощущение личной силы, поддержать в тяжелые периоды, помочь решить внутренние конфликты (в репертуар входит музыка со звуками природы, простые музыкальные произведения);

  • катарсисная музыка, которая помогает выйти накопившимся эмоциям, чувствам, мыслям (подбирается музыка для эмоциональной разрядки, для очищения от тяжелых негативных воспоминаний, для уменьшения аффективного напряжения);
  • экзистенциальная музыка — для осознания данностей бытия (Yalom I.D.,1980), решения вершинных проблем (В.Франкл , 1990). Задача этой музыки — создать условия для глубинной рефлексии, для размышления о проблемах ценностно-смысловой сферы человека (она похожа на религиозную музыку, имеется органное звучание, хоры). Музыка помогает выйти из круга повседневной суеты, подняться над повседневной жизнью, найти ответы на вершинные проблемы человеческой жизни.

Для личностной направленности музыки мы применяем моделирование восприятия музыки. Это проводится для увеличения эффективности воздействия и для решения определенных терапевтических задач. Формирование восприятия музыки происходит с помощью определенных психологических методик.

Направленное моделирование в несколько раз усиливает эффективность музыкотерапии. Пассивное прослушивание преобразуется в активное. Включается личностный компонент, активизируются внутренние механизмы психики человека. После прослушивания музыки происходит психотерапевтическая процедура: проработка психической продукции (вербализация, интерпретация, когнитивное переструктурирование).

Вербализация. После проведения непосредственного прослушивания музыки предлагается рассказать о тех чувствах, мыслях, образах, телесных ощущениях, которые пациент переживал во время сеанса. При этом поощряется активность пациента и использование разных репрезентативных систем.

Интерпретация. В дальнейшем предлагается дать определенную интерпретацию. Желательно направить пациента на понимание глубинного содержания информации, на возможность объяснения с различных точек зрения.

Переструктурирование. После этого необходимо создать ситуацию для осмысления и переструктурирования внутреннего опыта. Работа направлена на формирование адекватной модели мира и Я-концепции. В процессе формируется определенный алгоритм данной процедуры, который можно с успехом использовать в дальнейшей жизни.

Данная процедура увеличивает психологическую культуру, учит оперировать психическими понятиями, увеличивает сензитивность и управляемость внутренними переживаниями. Ее проведение направлено на формирование обратной связи, на получение дополнительной диагностической информации терапевтом, на лучшее понимание своего внутреннего мира для когнитивного переструктурирования личного опыта.

Таким образом, предложенная модель музыкотерапии в реабилитации лиц после травматического стресса позволяет не только расширить возможности специалистов и увеличить спектр предлагаемых реабилитационных методик, но и значительно увеличить эффективность проведения психологической помощи нуждающемуся в ней населению.

Суммируя вышеизложенное, следует отметить, что прослушивание благоприятных для здоровья звуков содействует расслаблению. Психологические стрессы и депрессия отступают, улучшается настроение, нормализуются артериальное давление и пульс, проходит головная боль. Раздражительность, количество взрывных реакций у возбудимых людей сокращаются после нескольких музыкальных сеансов.

Общее самочувствие после посещения 7—10 сеансов значительно улучшается, укрепляется сон, нормализуется частота сердечных сокращений, снимаются стрессовые состояния, повышается работоспособность и, как следствие, отпадает необходимость в приеме большого количества лекарств. Отмечена нормализация артериального давления и пульса. Особенно заметна нормализация систолического артериального давления.

Неблагоприятные погодные факторы снижают эффективность реабилитирующих звуковых сред. Так, например, при резких колебаниях атмосферного давления и температуры показатели артериального давления и пульса нормализуются меньше, чем в благоприятные дни.

С древних времен применялась волновая терапия.

Свет и звук издавна использовали как успокаивающие средства. Знали люди и свойства магнитных полей Земли и минералов. Звуковые и световые волны, магнитные поля — все оказывает оздоровляющий эффект, если применять их разумно, с учетом личностно-ориентированного подхода. Музыка давно используется для ослабления болевых ощущений и тревоги, так как она способна воздействовать на физиологические процессы в организме: частоту дыхания, кровяное давление и др.

При световом раздражении глаза в действие приводится огромное количество нервных и эндокринных механизмов, что влияет на функционирование различных органов, включая иммунную систему и сон. Воздействие магнитного поля может стимулировать обмен веществ и повышать количество кислорода в клетках. Области применения музыкальной терапии постоянно расширяются, о чем свидетельствуют сообщения из разных источников. Музыкотерапия используется для стимуляции физического и эмоционального состояния пациентов, испытывающих хронические боли и имеющих нарушения в опорно-двигательной системе, для лечения аутизма; помощи душевнобольным с выраженным эмоциональным состоянием; облегчения болезненных ощущений тревоги во время лечения зубов и родов; ускорения набора веса и улучшения работы двигательной системы новорожденных.

Аристотель полагал, что воздействие звучания различных музыкальных инструментом, особенно флейты, эффективное средство лечения. Документальное подтверждение важности музыки в восстановлении дыхания, кровяного давления, пищеварения и мышечной активности относится к эпохе Возрождения.

Из трех упомянутых ранее форм волновой терапии лечение музыкой, наверное, одно из самых развитых на­правлений. Специалисты оказывают индивидуальную помощь больным всех возрастов по поводу нарушения по­веденческих реакций, социального поведения, преодоления трудностей в обучении, соматических нарушений.

Лечебное воздействие музыка может оказывать во время пения, танцев или прослушивания. Музыка оказывает целый ряд воздействий: улучшает настроение, снижает зависимость от медикаментозного лечения, а также стимулирует те участки головного мозга, которые наиболее подвержены прогрессирующему разрушению.

Депрессия. Люди, страдающие в различной степени депрессивными расстройствами, могут значительно улучшить свое состояние при помощи музыки, которая не только устраняет депрессию, но и повышает настроение, внушает чувство самоуважения.

Бессонница. Прослушивание музыки перед сном оказывает расслабляющее воздействие на тело и мозг. У 96% после сеансов музыкальной терапии улучшился сон.

Психоз. Использование музыкотерапии в группе из 76 больных шизофренией показало, что уже через месяц у пациентов снизились негативные симптомы, активизировалась коммуникативная функция, возрос интерес к внешнему миру.

Вспомогательное терапевтическое средство. Медицинские процедуры — от лечения зубов до хирургических операций — могут вызвать затруднения в их выполнении по ряду причин. Проведены исследования по изучению способности музыкальной терапии снижать тревогу и болевые ощущения, возникающие при выполнении медицинских процедур в период лечения зубов, в травматологическом пункте. Тридцати восьми взрослым, поступившим в отделение скорой помощи с глубокими порезами, требовалось наложение швов.

Выборочно было предложено прослушивание музыки во время операции. Пациенты, воспользовавшиеся этой возможностью, отметили значительное снижение болевых ощущений во время процедуры, по сравнению с теми, кто отказался от музыкотерапии.

Лечение музыкой способно оказывать воздействие на настроение пациента и его релаксацию во время восстановительного периода после хирургической операции. У 96 человек, перенесших операцию на сердце, улучшилось настроение, кровяное давление, частота сердечных сокращений пришла в норму. И все это после сеансов музыкотерапии.

Музыкальные диеты. В Австрии существует клиника, где все подчинено музыке. Человек, принимая пищу под легкую воздушную музыку, ест ровно столько, сколько необходимо. В древние времена на Востоке глубоко верили, что музыкой можно подсластить или досолить подаваемые на стол блюда. Разработаны музыкальные диеты для диабетиков, для людей с избыточным весом.

Каждый имеет свои заветные музыкальные произведения, которые помогут ему достойно подойти к старости. Это естественный этап жизни, и никому от него не уйти.

Музыка самовнушения. Для этого включите музыку и поговорите сами с собой. Хотите вслух, хотите мысленно. Только постарайтесь точно попасть в ритм музыки. Ваши мысли, просьбы, размышления должны повторяться еще и еще, а через несколько дней вы заметите, что подобная беседа с самим собой помогает вам решать многие важные проблемы.

Центры реабилитации. В аудиокассеты обязательно включают темы моря, прибоя, звуки скольжения волны по песку, переговоры прибрежных птиц. Такие мелодии действуют успокаивающе, настраивают на спокойное размышление. Возбуждают человека звуки горного потока, водопада, прибоя.

5.4. Танцетералия

Врачи, специализирующиеся в терапии танца, используют движение, чтобы вызвать изменение, исцеление или рост в организме человека. Танец — это непосредственное выражение разума и тела, и поэтому он может служить мощным орудием исцеления и лечения. Ассоциация терапии танца определяет этот вид терапии как «психотерапевтическое использование движения в качестве процесса, который способствует эмоциональной, познавательной и физической интеграции индивидуума».

В то время как традиционная психотерапия фокусируется на устном общении, терапия танца и движения пытается соединить вместе тело, разум и дух. Процесс изменения манеры движения влияет на общее самочувствие. Специалисты не только работают манерой движения, но и обращают внимание на взаимодействие между разумом и телом, ставя целью помочь людям узнавать и выражать чувства и развивать привязанности.

Терапия танца использует разнообразные специфические особенности, которые способствуют исцелению. Например, музыка, ритм и синхронные движения изменяют настроение, будоражат забытые воспоминания и ощущения, организуют чувства и действия, уменьшают чувство одиночества, помогают устанавливать взаимоотношения.

Движения всего тела стимулируют функционирование кровеносной, нейромышечной, дыхательной и скелетной систем. Физическая активность увеличивает уровень эндорфинов, которые являются естественными болеутоляющими средствами в организме и вызывают состояние хорошего самочувствия.

Терапия танца особенно эффективна для людей с познавательными, эмоциональными или социальными расстройствами. Терапия стремится помочь людям с эмоциональными расстройствами выразить свои чувства, обрести самосознание и выработать здоровые привязанности.

Пожилые люди используют терапию танца для усиления энергии, развития взаимоотношений с другими людьми и поддержания здоровья тела. Люди с физическими недостатками испытывают благотворное влияние терапии танца на мыслительные способности и чувство собственного достоинства. Люди с заторможенной психикой используют терапию танца для развития полезных навыков, чтобы лучше знать способности своего тела.

За последние годы терапию танца стали использовать для профилактики заболеваний и укрепления здоровья людей, не имеющих значительных нарушений здоровья.

Терапия танца способствует снижению ощущения напряжения, депрессии, гнева; уменьшению страха и тревоги, одиночества; достижению новых форм тела; улучшению функций кровеносной и дыхательной систем; повышению способности концентрироваться; выработке навыков общения; достижению хорошего самочувствия; усилению чувства собственного достоинства; улучшению способности ясно выражать свои мысли; ускорению исцеления; снижению хронических болей.

Хотя многие люди могут использовать терапию танца, профессиональная подготовка специалистов проводится на выпускных курсах. Ассоциация терапии танца одобрила программу, состоящую из пяти уровней. Студенты занимаются теорией и практикой терапии танца и движения, приобретают навыки наблюдения и научного исследования, знания по теории психопатологии и психотерапии. Они проходят интернатуру под наблюдением опытных специалистов в условиях клиники.

Таким образом, умелое использование музыкотералии, танцатерапии ненавязчиво помогают человеку преодолеть проблемы, возникшие в психоэмоциональном, интеллектуальном и физическом развитии.

Оставить комментарий: