Цветотерапия
Хромотерапия — научное направление, безмедикаментозный метод лечения людей путем восстановления индивидуального биологического ритма с помощью специально подобранного цвета.
Одни цвета ласкают взгляд, успокаивают, способствуют приливу внутренних сил, бодрят; другие, наоборот, раздражают, угнетают, вызывают отрицательные эмоции. Цвет влияет на состояние человека, его чувства, повышает тонус.
Лечебные свойства цвета известны давно и применяются в различных отраслях: строительства и архитектуры, образования, медицины, при лечении заболеваний внутренних органов, в неврологии, офтальмологии, иммунологии, коррекционной педагогике.
Воздействие цвета на людей не однозначно, а сугубо индивидуально, оно носит избирательный характер, и это необходимо учитывать архитекторам, дизайнерам, педагогам, медикам и использовать эти знания в учебно-образовательной и коррекционно-развивающей работе. Цветоимпульсная терапия помогает не только справиться с повышенной утомляемостью, нормализовать аппетит, сон, настроение, но и провести лечение заболеваний различных органов и систем.
Использованием цвета в лечебных целях занимались еще древние греки, римляне и египтяне. Именно они отметили его уникальную способность воздействовать на психику. Считалось, что если будущая мать увлекается коричневыми тонами одежды, то роды будут трудными, а если синими — ребенок родится неспокойным. Во время беременности рекомендовался зеленый цвет, так как считалось, что он содействует росту и развитию.
Помимо восприятия зрительных образов глаза выполняют функцию восприятия цветовой энергии и цветовых эффектов. Через рецепторы зрительного нерва осуществляется проведение энергии цвета и цветовых ощущений из внешнего мира к различным отделам центральной нервной системы. Цвет действует на людей даже с завязанными глазами. В среде огненно-красного цвета пульс у них учащается, а в среде различных оттенков синего замедляется, и человеком овладевает сон.
Специализированные больничные палаты лучше окрашивать в соответствующие цвета. Для сердечников исцеляющим является зеленый цвет, кожные болезни быстрее излечиваются при желтой гамме, в палатах, окрашенных в синий цвет, проходят значительно быстрее головные боли.
Излишества в цветотерапии вредны. Избыток красного приводит к неврозу, снижает внимательность, способность сосредоточиться из-за постоянного повышенного возбуждения; а избыток интенсивного синего чрезмерно расслабляет организм, действует парализующе.
Изменяя световой и цветовой режимы, можно воздействовать на функции вегетативной нервной системы, эндокринных желез и другие жизненно важные органы и процессы в организме. В хромотерапии применяют лечение вибрациями с помощью ламп, дисков из цветного стекла, призм и др.
Имеются данные о том, что, меняя цвета стекол в очках, можно регулировать психоэмоциональное состояние, вызывая либо жизнерадостное настроение, либо депрессию. Видимо, неспроста появилось выражение «видеть мир сквозь розовые очки».
«Психологи и психиатры на основании предпочтения или любви людей к конкретному цвету определяют характер человека, его склонности, склад ума, психики и даже состояние здоровья. Дети инстинктивно любят яркие и чистые цвета — красный, синий, желтый. ...Существует мнение, что с возрастом цветовая избирательность меняется и зависит от темперамента. Так, белый цвет предпочитает флегматик, черный - меланхолик, красный — сангвиник, а желтый — холерик» (95, с. 736).
Лечение цветом, его энергией родилось еще в древности и получило название хромотерапия. Цветовые лучи, попадая на сетчатку и радужную оболочку глаза, оказывают лечебный эффект на весь организм. Здесь спроецированы все внутренние органы человека, которые в свою очередь рефлекторно связаны с мозгом.
Цветотерапия занимает одно из важных мест (наряду с растительной, звуковой, ароматической) в нетрадиционной медицине. Лечебное воздействие цвета связано с влиянием колебания световых волн определенной длины на наши органы и психические центры. При этом проявляется специфическое влияние цветов при тех или иных заболеваниях.
Современные исследования показывают, что лучи Солнца при прохождении через стекла различной окраски оказывают лечебное воздействие на ряд заболеваний. В древности лечили водой, налитой в бутыли разного цвета и настоянной на солнце. Сегодня тоже считается, что под воздействием солнца вода приобретает новые химические свойства и поэтому оказывает лечебное воздействие (вода должна быть талой).
В Древнем Египте в прозрачные сосуды, наполненные соком, клали драгоценные камни идентичного цвета и настаивали на солнце. Этот сок пили для поднятия жизненного тонуса и применяли для лечения различных заболеваний.
Сегодня известны результаты исследований лечебного воздействия цветными стеклами очков. Ученые пришли к выводу: меняя цвета стекол в очках, можно регулировать психоэмоциональное состояние. Установлено, что более трети неврозов лучше лечить цветными очками, а не таблетками. Однако эффект зависит от исходного психоэмоционального состояния человека.
Так, у людей, смотревших через цветные стекла, плохое настроение перерастало в отвратительное, граничащее с депрессией. На основе наблюдений было установлено, что при печальном, подавленном настроении или апатии цветовое воздействие повышает жизненный тонус.
Если человек встревожен, то та же цветовая гамма лишь усугубит состояние. Поэтому одним нужно смотреть на мир сквозь розовые очки, а другим — через синие или зеленые.
Результат проявляется не сразу. У более чувствительных пациентов — через три-шесть часов после сеанса, у остальных — спустя восемь. Надеемся, что если при лечении неврозов цветовое воздействие не сможет полностью заменить лекарства, то позволит хотя бы снизить его дозы. Этот метод разработали отечественные ученые под руководством доктора медицинских наук А. Чуприкова, а на одном из международных симпозиумов данный способ был отнесен к арсеналу медицины XXI века.
В XIX веке хромотерапия (цветолечение) пользовалась немалым успехом. Уже тогда медики установили, что при лечении оспы, скарлатины, малокровия большую пользу приносит, например, красный цвет. В начале XX века академик В. М. Бехтерев успешно применял цветовые лучи в психиатрической практике. Но до недавних пор оставалось загадкой, — почему они оказывают благотворное воздействие на больных.
В современной медицине долгое время цветотерапию никто всерьез не воспринимал, поскольку было непонятно, каким образом световой луч того или иного цвета может оказывать определенное влияние на человека, его организм. С появлением лазеров, способных в небольшом пространстве концентрировать большую световую энергию, возникли новые теории воздействия светового луча на клетку человека.
Живые клетки излучают слабый свет, невидимый для наших глаз. Свечение клеток доктор биологических наук В.М. Илюшин объясняет наличием в них плазмы (так называемого холодного огня). Поэтому клетки реагируют даже на чрезвычайно малую дозу лазерного облучения — "видят" свет.
Для клетки крови эта чувствительность имеет максимумы в красной, зеленой и фиолетовой областях спектра. До недавнего времени считалось, что такие лучи способны воспринимать только клетки глаза.
Имеется достаточно данных, свидетельствующих о том, что цвет воспринимается клетками кожи, органов, крови. Реакция на цвет характерна не только для человека, но и для животных.
Профессор Н. Гамалея и его коллеги установили, что клетки крови, печени и кожи млекопитающих также чувствительны к слабому световому потоку (в красной, зеленой и фиолетовой частях спектра).
Польские специалисты провели исследование и установили, что при уходе за домашними птицами наиболее благоприятным цветом рабочей одежды является темно-синий. Оранжевый цвет вызывает сильное беспокойство птицы, и совсем не рекомендуется ухаживать за курами, утками, гусями, индюками в одежде черного и коричневого цветов.
Американец Аргибальд Мозес из Детройта пришел к выводу, что автомобили, окрашенные в яркие цвета (красный, оранжевый, изумрудный, васильковый), попадают в аварии чаще, чем машины коричневого, темно-синего, вишневого, темно-зеленого, темно-лилового и подобных цветов. Пешеходы, одетые в песочную, сиреневую, кремовую и молочно-белую одежду, чаще всего попадают под колеса автомобилей.
Немаловажное значение в раскрытии тайн цветотерапии сыграли исследования глаза и цветового зрения. Долгое время считалось, что радужная оболочка глаза (ирис) — это устройство для расширения и сужения зрачка.
Непонятно, почему у одних людей светлые, а у других темные глаза, почему у детей ясная радужная оболочка, а с годами она мутнеет, тускнеет, покрывается пятнами, цвет изменяется в зависимости от степени и давности заболевания.
Лишь исследования последних лет показали чрезвычайно сложную структуру глаза: пять слоев, тысячи рецепторов, хроматофоры, пигментные клетки — они и определяют цвет наших глаз. Пигментный слой тонок у серых или голубых глаз, толще — у карих, плотный — у черных.
Эксперимент, связанный с изучением активности коры головного мозга при воздействии на глаза одного и того же источника света, показал, что у светлоглазых людей один и тот же источник света вызывает повышенную активность мозга по сравнению с темноглазыми. Голубые глаза в одном и том же помещении поглощают большую порцию света, чем черные.
Сновидения также оказываются ярче и выразительнее у светлоглазых людей. Они менее приспособлены к яркому солнечному свету и резким переменам освещения, что вызывает у них болезненные реакции нервной системы. Видимо, поэтому в процессе эволюции выработались и различные цвета глаз: жители северных стран в основном светлоглазые, а южане — кареглазые.
При смене места жительства с севера на юг нервная система голубоглазого северянина сильно перевозбуждается — появляются бессонница, раздражительность, плохое самочувствие, даже гипертонические кризы. Смуглые и темноглазые южане, наоборот, прибывая на север, становятся вялыми и апатичными. Человек обладает хорошими возможностями адаптации к непривычным условиям, и такая акклиматизация длится недолго.
Однако с возрастом наши возможности приспосабливаться уменьшаются, поэтому пожилым людям не рекомендуется переезжать на новое место. Эксперименты, проведенные английскими учеными, показали, что голубые глаза гораздо чувствительнее к раздражителям, болям и повышению внутриглазного давления (происходит прорыв световой защиты).
Таким образом, радужная оболочка глаза осуществляет сложные связи световых импульсов с различными мозговыми центрами, а через них — со всеми внутренними органами. Относительная чувствительность глаза изменяется в зависимости от времени года (Престон, Дреслер). Летом она больше, чем зимой, по отношению к зеленым лучам спектра.
На чувствительность глаза оказывают влияние различные раздражители: прямые — цвет (длина волны), место раздражения на сетчатке, место падения света на зрачок, длительность раздражения. Действие раздражителей вызывает явление адаптации — темновой и световой. Непрямые раздражители вызывают одинаковые изменения цветовой чувствительности (повышают или понижают), что связано с действием различных веществ на симпатическую нервную систему. При темновой адаптации повышается чувствительность к зеленому цвету, и понижается к оранжевому (оранжево-красному) — при звуковом воздействии (громкий звук). Также на чувствительность глаза влияют различные запахи и вкусовые ощущения. Изменения отсутствуют только по отношению к желтым лучам.
Физиологические условия, влияющие на цветовую чувствительность глаз:
- возраст — нарастает до 25—30 лет, снижается к старости (отсюда приоритет ярких цветов у детей и стариков);
- пониженное барометрическое давление — уменьшение содержания кислорода снижает световую чувствительность, яркость светового сигнала возрастает с увеличением высоты над уровнем земли;
3) условия питания (снижается под влиянием голода, плохого питания, при недостатке витамина А; повышается при усиленном питании, наличии витаминов Blf B2, С);
- вегетативная нервная система;
- время суток — максимальная цветовая чувствительность около 12-13 часов дня; минимальная - ночью, около 24 часов;
6) повышается чувствительность от вкуса сладкого, слабого соленого или кислого, холода, легкой мышечной работы, удобного сидячего положения (при рисовании);
7) понижается — при громких звуках (музыки), в тепле, от тяжелой мышечной работы, стоячего положения (при рисовании), при облучении кожи ультрафиолетовым светом, УВЧ, солнечным светом.
На цветовую чувствительность можно влиять путем выработки условного рефлекса, сочетая индифферентный раздражитель (метроном) с неиндифферентным. Условным раздражителем может быть слово, образ. Условно-рефлекторным путем можно изменить остроту зрения, чувствительность глаз.
Чешский специалист Гизел Освальд исследовал цветовую символику различных народов и. пришел к выводу, что: белый цвет нежелателен в Испании, Китае, Южной Африке, так как там он символизирует траур, смерть; сочетание красного, белого и голубого не рекомендуется в Таиланде; голубой цвет по политическим мотивам не любят арабы, а зеленый цвет является там священным и носить одежду такого цвета простым смертным нельзя. Чалму зеленого цвета носит только главный мулла.
Цветолингвистика — новая наука, позволяющая определять цвет букв, слов и цветовую окраску литературно-поэтических произведений.
На основе компьютерного анализа определены звукоцветовые соответствия:
А — густо-красный,
Б — желто-зеленый,
В -— светло-бирюзовый,
Г — оранжево-коричневый,
Д — серо-коричневый,
Е — зеленый,
Ё — желто-зеленый,
Ж — темный багрово-оранжевый,
3 — сине-зеленый,
И — синий,
Й — синеватый,
К — бежево-коричневый,
Л — матово-белый,
М — матово-зеленый,
Н — матово-бежевый,
О — светло-желтый или белый,
П -— пастельно-болотный,
Р — рубиново-красный,
С — искристо-синий,
Т — темно-серый,
У — темно-синий, сине-зеленый, лиловый,
Ф — темно-изумрудный,
X — охристый,
Ц — серебристый серо-голубой,
4 — насыщенный сине-фиолетовый,
Ш - черный,
Щ — темный красно-фиолетовый,
Ь — сине-сиреневый.
Ы — темно-коричневый или черный.
Ъ - охристо-черный (зеленоватый),
Э — зеленоватый,
Ю — голубоватый, сиреневый,
Я — ярко-красный,
6.1. Влияние цвета на психику человека
Синий цвет характеризуется как тихий, тяжелый, строгий, отдаляющий, холодный. Он оказывает успокаивающее воздействие, расслабляет и снимает спазмы, уменьшает головные боли спазматического происхождения, снижает аппетит, помогает при релаксации (созерцание голубого неба), в борьбе с инфекциями и лихорадками, при болезнях горла, спазмах, бессоннице, головных болях, сердцебиении, расстройстве кишечника; способствует восстановлению нервной системы, очищению кровеносной системы; усиливает интеллектуальные способности, способность к концентрации внимания, освобождает человека от страха и подавленности, а при длительном сосредоточении лечит рассеянность. Подмечено, что людям умственного труда значительно легче работать в комнате с синей лампой или синими шторами на окнах. Устраняет галлюцинации, задерживает развитие старческого слабоумия. «Люди с психическими расстройствами, в том числе с маниакальными психозами, помещенные в комнату, обитую синим войлоком и освещенную синим светом, совершенно успокаиваются, вплоть до полного выздоровления [95, с. 741].
Голубой цвет воздействует на человека как ясный, чистый. Его символика: бесконечность, даль, тоска, верность, доверие. Это цвет смелых и энергичных людей, он успокаивает, умиротворяет, является антисептиком, уничтожает инфекцию, лечит заикание, нормализует артериальное давление, уменьшает мышечную напряженность, способствует более глубокому и ритмичному дыханию. Используется при детских инфекциях, зуде, тике, бессоннице; при лечении абсцессов, флюсов.
Однако злоупотреблять не следует, так как он оказывает тормозящее действие, поэтому не рекомендуется для людей робких и застенчивых. Он также влияет и на аппетит человека. Так, люди, склонные к полноте, должны есть в окружении сине-голубых тонов, так как они снижают аппетит.
Сине-фиолетовый цвет вызывает приступы тошноты и мигрени.
Фиолетовый цвет — цвет философов, поэтов; торжественно-роскошный, служит для связи других красок, при большой поверхности может оказывать негативное действие. Символика: величие, достоинство, роскошь, великолепие, дружба.
Успокаивает нервную систему; оказывает угнетающее действие на психические и физиологические процессы: используют при невралгиях, ревматизме, сотрясении мозга, заболеваниях почек, и мочевого пузыря. Фиолетовый цвет способствует улучшению сна, стимулирует выработку гормона мелатонина, омолаживающего организм и снимающего депрессивное состояние, облегчает течение простудных заболеваний.
Старайтесь окружить свой дом насаждениями тех деревьев, кустарников и растений, цвет которых для вас благоприятен. Однако длительное влияние фиолетового цвета вызывает состояние тоски и депрессии.
Сине-зеленый цвет вызывает чувство комфорта. С помощью такого освещения (или очков) можно задержать, а иногда предупредить эпилептический припадок.
Зеленый цвет— цвет растений, цвет жизни, возрождения и успокоения. Он — связующий, мирный, пассивный, создает хорошее настроение. Когда человек утомлен, он инстинктивно стремится попасть в оптимальную для него геоцветовую среду: к зеленому лесу, лугу, зеленоватой воде.
Зеленый цвет снижает глазное давление (важно при глаукоме), способствует полноценному кровоснабжению, оказывает эффективное антисептическое и антиспастическое действие, повышает работоспособность глазных мышц.
Благотворно влияет на соматически ослабленных детей, при воспалении, ослабленном зрении. Действует успокаивающе на средний мозг, ускоряет формирование и рост клеток, способствует регенерации тканей и образованию мышечных волокон, повышает защитные функции организма, успокаивающе действует на психику, восстанавливает нервную систему, снимает брадикардию, эффективен при лечении воспаления глаз.
Светло-зеленый цвет характеризуется как оживленный, веселый, используется для лечения горла, очищения кровотока.
Темно-зеленый — холодный, сдержанный. Рядом с желтым, оранжевым и красным он отступает на второй план, но оттесняет синий. Его символика: надежда, покой, мир, плодородие, тоска.
Черный цвет — нейтральный, уменьшает объемность, в качестве фона усиливает действие желтого и красного цветов. Символизирует высшую тайну мироздания, сексуальную привлекательность, но в то же время символизирует траур, скорбь, серьезную торжественность).
Черно-сине-зеленое сочетание делает пульс и дыхание более редким, понижает кровяное давление.
Красный цвет считается источником активности и движения. Его трудно подавить другими цветами. Светлые оттенки этого цвета действуют возбуждающе, наступательно. Темные — серьезно, солидно. Символика: жизнь, кровь, любовь, страсть, свобода, революция, огонь, праздничность.
Красный цвет активизирует, повышает работоспособность, вызывает ощущение теплоты, стимулирует психические процессы. Цвет внимания, опасности, осторожности. Способствует образованию эритроцитов, нормализует пониженное кровяное давление, стимулирует циркуляцию крови, обменные процессы в организме, способствует выработке адреналина, повышает иммунитет, аппетит, лечит анемию, паралич.
Согласно восточной медицине энергия красного цвета оказывает стимулирующее влияние на костный мозг; нормализует пониженное кровяное давление, устраняет застойные явления в органах, содействует лечению ветряной оспы, волчанки, кори, скарлатины.
Этот цвет нужно строго дозировать, так как злоупотребление им может вызвать перевозбуждение нервной системы, головную боль, покраснение глаз. Он противопоказан тучным людям, а также раздражительным и легко возбудимым.
Розовый цвет действует на нервную систему успокаивающе, вызывает сонливость и мышечную слабость, снижает возбуждение, регулирует и улучшает настроение.
Розовый цвет преобразует мир, делая его призрачным и зыбким. Иногда применяется для лечения сердца, чтобы пробудить любовь или противостоять меланхолии.
Оранжевый — цвет солнца, воспринимается как теплый, праздничный, прелестный, полный жизни. Его символика: тепло, солнце, власть, радость. Способствует образованию эритроцитов, нормализует пониженное кровяное давление, убирает подавленность и физическое утомление, повышает иммунитет, способствует росту. Этот цвет раскрепощает, освобождает как на физическом, так и на ментальном уровне, способствует более терпимому отношению друг к другу, омолаживанию организма, восстановлению нервной и мышечной ткани, укрепляет волю. Переизбыток вызывает перегрев организма. Его воздействие целесообразно при ослабленной работе сердца, бронхиальной астме; регулирует обменные процессы, оказывает влияние на работу эндокринных желез.
Желтый цвет считается божественным, лечебным. Он тонизирует наш организм, вызывает у людей ощущение тепла, света, солнца, живости, веселья и легкости.
Созерцание желтого цвета приводит к внутренней гармонии наших жизненных процессов, обеспечивая организму равновесие, состояние самоконтроля, чувство оптимизма. Укрепляет нервную систему, очищает организм (особенно кожу), увеличивает выделение желудочного сока, улучшает пищеварение, умственные и логические способности, память, стимулирует работу мозга, расширяет зрачки. Символика связана с жизнью, светом, радостью, роскошью, браком, уважением к старости.
Зеленовато-желтый цвет действует как что-то ядовитое, сернистое, жесткое.
Ярко-желтый цвет — ассоциация с завистью, своеволием, ненавистью, лживостью.
Белый цвет — цвет добра, удачи, исцеления, очищения и приумножения. Вносит свет и оживление, увеличивает объемность. Символика: невинность, целомудрие, чистота. Белый цвет положительно воздействует на центральную нервную систему, восстанавливает структуру мозговых тканей, которые непосредственно связаны с нашим сознанием; очищает организм от шлаков, снимает напряжение.
6.2. Цвет в интерьере
Выбор цвета — важный фактор в дизайне интерьера. От этого зависит и самочувствие, и настроение, и личная жизнь. Цветовые оттенки условно делят на две группы: теплые (от желтого до красно-фиолетового) и холодные (от фиолетового до желто-зеленого).
Помещения, окрашенные в теплые цвета, выглядят теплыми и гостеприимными, но меньшими по размеру.
Цвета холодной гаммы называются удаляющими, при их использовании помещение становится на вид более просторным. Цветовой дизайн влияет на настроение и работоспособность. В одной и той же комнате в зависимости от ее окраски можно испытывать ощущение уюта или дискомфорта.
Энергия красного цвета возбуждает, помогает поддерживать внутренние ресурсы организма.
Красный цвет создает эффектный интерьер. Этот цвет лучше использовать для помещений, где проходит наиболее активная жизнь семьи, — гостиной, кабинета, холла и кухни.
Красный цвет символизирует поток жизненной силы. Добавляя его к обстановке помещения, мы подтверждаем жизнь на глубинном уровне. Красный может служить трамплином для обострения реакции, умственной деятельности и сосредоточенности. Красный цвет можно охарактеризовать как требовательный. Наш взгляд притягивается к красному, и он попадает в поле зрения раньше других цветов. Он также ассоциируется с насилием и может действовать как возбудитель, рассеивая ощущение уюта. В любом случае, красный цвет вызывает мощную реакцию, и осознание его потенциала жизненно важно для эффективного использования.
Голубой цвет успокаивает нервы, снимает боль, оказывает жаропонижающее действие. Светло-голубые потолки визуально сделают помещение выше и просторнее.
Синий цвет в интерьере придает комнате изысканность и благородство.
Желтый цвет — источник тепла и света, стимулирует интеллектуальные способности человека, раскрепощает.
Зеленый цвет — символ роста, движения. Он часто используется для отделки помещений и лучше всего смотрится на стенах в солнечной комнате.
Фиолетовый цвет влияет на духовное состояние человека, но в интерьерах его лучше всего использовать в разбавленном светло-сиреневом виде либо в сочетании с теплыми «жизненными» оттенками: желтым или оранжевым.
Замечание. Используя шкалу интерпретации цвета в диапазоне его крайних значений, вы либо доводите насыщенность до предела, либо пользуетесь средним значением, либо добавляете противоположный оттенок для равновесия.
Пользуйтесь красным цветом для обозначения пределов (красный свет светофора); отвлечения внимания (красная подкладка плаща тореадора); предупреждения (красные сигнальные флажки); ритуальной деятельности (красные ленты на церемониях открытия); согревания (уют, создаваемый красными углями костра или камина); привлечения внимания (красный кружок в центре мишени); обозначения важных участков (красный коврик).
Избегайте чистого красного цвета в психиатрических учреждениях; в местах, предназначенных для созерцания и медитации; в холлах спортивных сооружений; в людных местах (лифты, комнаты отдыха).
Желтый — цвет солнца является важнейшим элементом жизни на Земле, как желток служит эпицентром жизни для многих видов живых существ. Золотой цвет обозначает богатство. Небольшой желтоватый участок вокруг центра сетчатки является областью максимальной зрительной активности. Желтый цвет может прояснить восприятие. В нашей культуре желтый цвет часто ассоциируется с негативными явлениями — такими, как распространение слухов (желтая пресса) или трусость (желтопузый). Бумага со временем желтеет; желтоватый оттенок белков глаз указывает на проблемы со здоровьем. Человеческое лицо кажется нам непривлекательным при желтом освещении.
Пользуйтесь желтым цветом для поднятия тонуса и увеличения бодрости (солнечный свет); укрепления надежды; оживления рабочего места; возвышения сознания (медитация на кружке света); противодействия уменьшению дневного света в сумерках; создания ощущения тепла (отражение от полированного золота); активных исследований.
Избегайте чистого желтого цвета в ночных клубах; при освещении человеческих лиц; внутри буфетов или выдвижных ящиков; в ванных комнатах.
Синий (голубой). Как и все остальные цвета, он имеет свои позитивные и негативные оттенки.
Пользуйтесь синим (голубым) цветом для окраски стен в южных регионах, на солнечной стороне; обозначения тайны (глубокое синее море); помощи при релаксации (созерцание голубого неба); выражения своей уникальности; ощущения прохлады (голубые воды в жаркий день); выражения серьезности своих намерений.
Избегайте чистого синего (голубого) цвета, когда помещение предназначено для веселья; в холодных местах; в местах для приема пищи; на проходах для общего пользования (коридоры, эскалаторы).
Оранжевый цвет не является популярным фоновым цветом для интерьеров. Во многих культурах человеческая деятельность ставится выше, чем природные процессы, и красный цвет используется больше, чем желтый или оранжевый.
Пользуйтесь оранжевым цветом для прикрепления человека к месту (красный и желтый вносят в жизнь человека стихию земли); подкрепления мысли или разговора; определения духовности (шафрановая ряса буддийского монаха); усиления чувства преданности; избавления от одиночества.
Избегайте чистого оранжевого цвета, когда необходимо жесткое лидерство; когда нужен полный покой; когда требуется сосредоточенность на чем-то одном.
Зеленый цвет, расположенный в спектре между синим и желтым, пробуждает осознание жизни. Там, где есть зеленый, существует благоприятная среда обитания для человека. Не случайно зеленые овощи дают ценные питательные вещества для человеческого организма.
Цвет растительности в интерьере связывает нас с природой. Мы чувствуем себя живыми и обновленными, поскольку зеленый цвет ассоциируется с ростом. Зеленый цвет может также указывать на незрелость (зеленое яблоко). Выражение «зеленый юнец» говорит о неопытности или наивности. Лицо человека в момент тошноты приобретает зеленоватый оттенок; таким образом, зеленый может быть признаком недомогания.
Пользуйтесь зеленым для усиления ощущения связи с природой; создания комфортных условий; воспитания, обучения; восстановления, омоложения; отдыха или успокоения; указания на что-либо новое и молодое.
Избегайте чистого зеленого цвета там, где рост нежелателен (в раковых клиниках), внутри движущегося транспорта.
Белый цвет является отражением всех остальных цветов. Он подразумевает невинность, так как предстает нашему взору как чистый и незапятнанный.
Поскольку белый отражает все другие цвета и сам остается чистым, с этим цветом часто ассоциируются добродетель и божественность. Белок окружает желток яйца и зрачок глаза; это подходящее вместилище для самой жизни.
Белый цвет можно воспринимать как контрреволюционный или изменяющий статус-кво, так как он заставляет все аспекты выступать наружу. Ничто не может быть скрыто на белом фоне. Белый цвет хорошо носить во время собеседования о приеме на работу: он показывает, что человеку нечего скрывать.
Пользуйтесь белым цветом для выражения целеустремленности (белая рубашка в сочетании с деловым костюмом); определения невинности и добродетели (платье невесты); создания ощущения свежести и чистоты; выражения искренности.
Избегайте чистого белого цвета в холодном климате; в интерьере театров и кинотеатров; в местах, где встречаются незнакомые люди; в студенческих общежитиях; в похоронных заведениях, комнатах ожидания и особенно в детских спальнях.
Черный. В связи с волшебством и загадочностью черного цвета мы чувствуем себя поглощенными и оказываем такое же воздействие на других людей, когда носим черную одежду. Согласно культурным традициям внешность женщины должна быть простой и благопристойной, а не таинственной.
Черный — цвет тайны. В некоторых ситуациях таинство черного цвета намекает на сексуальность, в других случаях оно причиняет неудобство.
Пользуйтесь черным цветом для утверждения независимости; создания атмосферы тайны и интриги; впечатления теплоты, так как черный цвет поглощает все остальные цвета, для выражения силы и солидарности.
Избегайте чистого черного цвета в детских помещениях; в местах исцеления; в ситуациях, где необходимо искреннее общение; в сфере услуг; в местах для чтения.
Пурпурный (фиолетовый) не является простым сочетанием синего и красного цветов. Его можно получить лишь путем тщательного совмещения синего с определенными оттенками багряного цвета. Он символизировал царственное величие: бремя лидерства нести так же тяжело, как выделать пурпурную ткань. Этот цвет указывает на духовность и уравновешенность. Человек, который держится спокойно и с достоинством, противоположен человеку, впадающему в ярость. Выражение «побагроветь от ярости» демонстрирует негативный оттенок пурпурного цвета.
Пользуйтесь пурпурным (фиолетовым) цветом для обострения высших умственных процессов; обозначения власти; укрепления самооценки.
Избегайте пурпурного (фиолетового) цвета в элитарной обстановке; в дискуссионных клубах и других местах, где происходит столкновение характеров.
Выбирая цвет, определите оттенок, тон и темперамент, подходящий для вашей личности и жилого помещения. Цвета имеют как позитивное, так и негативное значение. Красная роза на столе в гостиной символизирует элегантность и красоту, а красный фонарь на стене может навести на мысли о борделе.
Таким образом, цветовая гамма оказывает самое непосредственное влияние на настроение человека. Ученые считают, что красный цвет возбуждает, серый и коричневый успокаивает. Экспрессивные люди, подверженные чужому влиянию (мнению), любят голубые, сиреневые, холодные цвета. Люди самоуверенные, властные, жесткие предпочитают теплые тона — красные, оранжевые.
6.3. Цвет и аранжировка цветов
Цветы играют в жизни людей, особенно женщин, большую роль. С помощью цветовой гаммы, ароматов цветов можно воздействовать на настроение, психоэмоциональное состояние, снимать стрессы и депрессивные состояния.
Влияние окраски на аранжировку цветов очень велико, и от нее зависит конечный эффект. По этой причине кажется уместным дать некоторые пояснения о том, как целесообразнее использовать различные окраски цветов. Цвета воспринимаются не только оптически, но и эмоционально: они воздействуют как на глаз, так и на чувства человека.
Основа для восприятия цвета — световые волны (каждому цвету соответствует определенная длина волны и, следовательно, определенная частота колебаний), которые раздражают чувствительные клетки глаза.
Раздражение глазного нерва передается центральной нервной системе и включается в общую функциональную систему организма. Поэтому цвета могут вызывать определенные эмоции: оживление, равнодушие, успокоение, возбуждение, ощущение тепла или холода.
Особым свойством является светосила цвета, что придает окраске привлекательность, силу, создает ощущение тепла или холода. Светлые цвета, как правило, теплые дают ощущение легкости и кажутся глазу особенно близкими.
В противоположность этому темные цвета излучают холод, воспринимаются как тяжелые и далекие. При подборе красок для цветочной композиции следует учитывать, что светлые цвета (кажущиеся близкими) используются большей частью как обертон, а темные — как дополнительные. Светлые цвета располагаются перед темными или над ними, легкие — перед тяжелыми, теплые — перед холодными. Составляя композицию, нужно также следить за тем, чтобы светлые, выделяющиеся цвета создавали основную группу или центр всей композиции, а тяжелые, далекие цвета служили дополнением.
На основе четырех основных цветов спектра: желтого, красного, синего, зеленого, и четырех промежуточных: оранжевого, фиолетового, сине-зеленого, желто-зеленого была разработана шкала цветов.
Она раскрывает сложную область теории цвета и облегчает компоновку красок. Различают два цветовых ряда: ахроматический (белый и черный со всеми промежуточными оттенками серого) и хроматический.
6.4. Энергетика цвета
Цвет — могучее средство воздействия на человека. То, что мы видим мир цветным, это свойство восприятия людей. Ряд животных, например, кошка, бык, не видят цвета, т. е. не обладают цветовым зрением; а некоторые глубоководные рыбы все видят в красном цвете. Лягушка хорошо различает цвета по всему полю зрения в отличие от человека, который лучше видит в центре и хуже к периферии.
Существуют люди с врожденными дефектами цветового зрения. При нарушении восприятия красного цвета — дальтоники, зеленого — дейтеронопы цветов (последнему дефекту больше подвержены мужчины). Люди, занимающиеся живописью (с достаточно развитым цветовым зрением), в своих работах наглядно демонстрируют нам различие в цветовом восприятии мира, т. е. то, что называется индивидуальным колоритом, цветовой палитрой. Один и тот же коричневый кувшин, красную драпировку каждый изображает по-своему, что проявляется в оттенках, вводимых в изображаемый цвет.
Живописец из круга миланской школы Леонардо Д. Паоло Ломаццо (XVI в.) связывал цвета со свойствами человеческой души. К этому же пришли и современные ученые, которые считают, что между цветом, настроением, характером человека существует определенная связь. Согласно классификации Ломаццо белый цвет больше соответствует флегматику, черный — меланхолику, красный — сангвинику, желтый — холерику.
Каждый человек обладает электромагнитными излучениями, которые не являются статичными, а постоянно колеблются, отражая динамику жизненных биохимических и психических процессов личности. По цветовым качествам этого излучения видящие его способны диагностировать не только состояние физического тела человека (здоровье), но и состояние его души.
Качество ауры визуально определяется ее плотностью, цветом общего фона и различными цветовыми оттенками на этом фоне. Оно находится в зависимости от темперамента, душевного состояния, степени духовного развития человека. Существует отрасль нетрадиционной медицины, изучающая цветовое поле человека.
Согласно концепции В. И. Вернадского биополе присуще всему "живому" и "неживому". Оно, как носитель жизни и разума, влияет формирующим образом на зарождение и развитие жизни.
Ряд исследований XX века дают нам представление о цвете полей и соответствующих им черт характера.
Зеленые оттенки или цветовые потоки пронизывают ауру спокойных, вдумчивых, уравновешенных людей;
красно-желтые присущи людям несдержанным и беспокойным. По мере возрастания интеллекта в цветовых потоках увеличивается концентрация зеленого цвета; синие тона выступают на общем фоне ауры у самоотверженных натур и у людей с развитым чувством сострадания к ближнему.
Цвета и оттенки астральной ауры зависят от психических особенностей человека. Всякая мысль или чувство проявляются определенным цветом: черный — ненависть, злоба (отсюда выражение «черные мысли»); серый (трупный) — страх, ужас, темные люди — «гении зла»; серый светлый — эгоизм; зеленый — такт, вежливость, равновесие, житейская мудрость; красный — раздражительность, воинственность; розовый — любовь (во всех аспектах ее проявления); коричневый — жадность, скупость, грязь; коричнево-зеленый — зависть, ревность; оранжевый — гордость и честолюбие; желтый — интеллектуальная сила; фиолетовый, голубой — высокая духовность; белый — высшая духовность; золотой — наивысшая духовность, наивысшая форма любви.
Цветовые потоки и оттенки ауры имеют определенную форму, которая также зависит от мыслей и интересов личности. Так, низменные., животные страсти выражаются в ауре в виде неправильных облаков, которые проходят сквозь нее; возвышенные чувства и помыслы — в виде лучей, распространяющихся изнутри (вспомним изображения святых на иконах и картинах); страх — в виде волнообразных полос сине-красного цвета, пронизывающих ауру сверху донизу; напряженное ожидание какого-либо события — радиальные красно-синие полосы, идущие изнутри наружу; сильное волнение, проявляющееся у нервных, впечатлительных натур по любому поводу, — на общем фоне ауры периодически вспыхивают маленькие оранжево-желтые точки; рассеянность проявляется в виде синеватых пятен изменчивой формы.
Самыми творческими и магическими цветами в биоэнергетике считаются красный, синий и желтый.
Красный — это цвет черной магии, экстрасенсы не работают с энергией такого цвета, так как она пробуждает сексуальные рефлексы (животные инстинкты). Считается, что, работая с энергией красного цвета, можно зомбировать кого угодно путем пробуждения его сексуального начала (если энергию направлять вниз) или вызвать сильное чувство гнева (если энергию направлять вверх по позвоночнику). Данная энергия (красная) используется экстрасенсами только в случае реанимации.
Синий (голубой) — цвет интуиции, духовности, «третьего глаза». Он выражает покой и открытость. Снижает напряжение глаз, кровяное давление, положительно влияет на сердечный ритм. (Фоновое свечение живого, по технике Кирлиан, воспринимается голубым. Земля из космоса тоже выглядит голубой.).
Желтый (золотистый) — восполняет энергию. Цвет разумного начала, оптимизма, конструктивности. Влияет стабилизирующе и укрепляюще на нервную систему, разгоняет меланхолию, внушает веру, способствует положительным эмоциям. Однако его нельзя использовать при лечении онкобольных и психически больных.
Биополе человека
Биополе — система энергетических полей человека. Обычно в биоэнергетике считается, что по цвету, яркости и форме биополя можно определить состояние здоровья человека, его способности и возможности, характер и род занятий.
Относительно состояния здоровья человека существует следующая диагностика: серебристо-белый цвет биополя свидетельствует о том, что человек полностью здоров, серый цвет — признак болезни человека.
Чем темнее биополе, тем серьезнее заболевание. Если биополе над головой черного цвета, то это означает, что данный человек скоро умрет; если биополе всего тела черное — то помочь больному уже нельзя
Известный исследователь человеческой психики и биополя Рудольф Штайнер так охарактеризовал биополя людей: голубые тона — у благоговейных, преданных натур; голубые с зелеными либо зеленые излучения свойственны интеллигентным, духовно развитым личностям; пурпурные оттенки свойственны изобретательным натурам, направляющим все свои мысли и усилия на удовлетворение чувственных страстей; светло-красно-синие цвета — у того, кто свои плодотворные мысли направляет на бескорыстную реализацию существенных интересов. Розово-красные или светло-фиолетовые оттенки — признак благородной преданности натур, склонных к самопожертвованию.
6.5. Цвет в одежде человека
Человека красит одежда. Голые люди имеют крайне малое влияние в обществе, а то и совсем никакого.
Марк Твен
Костюм — вовсе не такая неотъемлемая характеристика человека, как, скажем, телосложение или рост. Костюм человек волен выбрать себе сам, в частности, чтобы подчеркнуть, сделать более выразительными определенные черты своей личности, свои психологические и социальные качества.
В первую очередь элементы одежды служат знаками групповой принадлежности и для самого «носителя» костюма, и для окружающих его людей. Вместе с увеличением степени "иерархичности", «формализованности» общества или его частей и отдельных институтов растет роль костюма как опознавательного знака. Например, в армиях всего мира статус всегда фиксируется в мундире однозначно, и трудно представить себе армию без формы.
В любом обществе во времена усиления тоталитарной власти обязательно рассматриваются вопросы формы.
Вместе с демократизацией общества официальная роль одежды меняется. Сейчас, например, здесь нет запрещений и правил, каждый может надеть все, что захочет (на гребне демократических реформ поспешили отказаться даже от школьной формы). Тем не менее связь костюма и социальной роли остается достаточно сильной. Исследования показывают, что почти все взрослые могут по одежде определить статус человека, примерно указать род его занятий.
На какие же признаки мы опираемся, делая такие выводы? В первую очередь мы на глазок определяем цену костюма — чем она выше, тем выше статус человека.
Возможность распознать человека по его одежде тоже не надо переоценивать. Ведь костюмы и платья сходного покроя носят самые разные люди, наделенные несравнимыми индивидуальными особенностями. Существует мода, которую нельзя соотнести с психологией личности. В целом в манере одеваться проявляются две противоречивые тенденции человеческой натуры: это, с одной стороны, стремление к интеграции, общности с другими, желание походить на тех, кто для тебя значим; с другой стороны — стремление утвердить свое Я, как-то выделиться из массы.
Главным образом эти склонности отражаются в излюбленном цвете одежды, о чем мы уже говорили. Стремление слиться с массой проявляется в выборе нейтральных, неброских цветов.
Выбор ярких, броских цветов отражает противоположную тенденцию. Если темные, нейтральные цвета предпочитают люди пожилого возраста, то яркая цветовая гамма характерна для молодежной моды, что естественно. В молодости особенно сильно стремление к самоутверждению, которое к старости сглаживается. Молодому человеку свойственна неуверенность, противоречивость чувств, мучительные поиски смысла существования.
Яркая одежда — зримый показатель этих настроений. Недаром психологи обратили внимание, что люди зрелого возраста в какие-то переломные моменты своей жизни (смена работы, разлука с любимым человеком, взросление детей) склонны одеваться в кричащие и доселе не характерные для них тона.
Фасон одежды сильно подвержен веяниям времени, и это затрудняет его психологическую трактовку. В самом общем виде можно выделить две основные тенденции в стиле одежды — консервативную и экстравагантную.
Человека в строгом костюме не стоит пытаться рассмешить грубоватым анекдотом или склонить к участию в авантюрном предприятии.
Экстравагантность в одежде отражает повышенное притязание на значимость. Часто оригинально и броско одеваются люди, которые скрыто ощущают, что недополучают желаемого признания и поощрения.
Важное значение имеет силуэт костюма. Как для женщин, так и для мужчин строгим считается силуэт, приближающийся к вытянутому прямоугольнику с подчеркнутыми углами, вольным — приближающийся к шару, с округлыми линиями.
Строгий силуэт лучше подходит для делового общения, тогда как вольный больше соответствует неформальным ситуациям. Если человек повсеместно придерживается одного силуэта, то это свидетельствует о его склонности к точности, порядку и дисциплине или вдохновенной импровизации.
Как галстук зрительно отделяет голову от тела, так пояс делит туловище на две части. На языке символов нижняя часть тела греховна, тогда как верхняя — нет. Средневековье подарило дамам широкий кожаный пояс, который информировал окружающих о том, что, дескать, верхняя половина никакого отношения к нижней не имеет, хоть зрительно они и вместе.
Весьма соблазнительно было бы судить о характере человека по его украшениям. Это, однако, довольно затруднительно, так как украшения очень часто остаются по наследству или в подарок, а потому ничего определенного не говорят о тех, кто их носит.
Обычно в глаза бросаются особо крупные украшения или их множество. Как правило, с их помощью каждому встречному посылается сигнал: «Я представляю собой больше, чем ты; у меня всего больше, чем у тебя; я превосхожу тебя». Жаль, конечно, если собственную значимость человеку приходится доказывать массивной золотой цепьюошейником. Но что поделаешь, если иного способа у него нет!
Существует интересный тест. Рассмотрим его сущность.
Встречают по одежке...
Вы считаете себя доброжелательным, приятным в общении человеком, хорошей женой и матерью, образцовой хозяйкой, надежным работником... Но разделяют ли это мнение ваши родные и близкие, друзья и коллеги? Ведь так трудно порою взглянуть на себя со стороны. Может быть, предлагаемый тест поможет вам это сделать. Он, конечно, шуточный, но все же...
- Стараетесь ли вы к каждому сезону покупать себе что-нибудь новое из одежды, даже если это не является необходимым? Да — 3 балла, нет — 0 баллов.
- Какие ткани предпочитаете: однотонные (3 балла), набивные (2 балла) или у вас нет определенногопристрастия ни к тем, ни к другим (0 баллов)?
- Какой стиль выбираете для себя: классический (О баллов), спортивный (3 балла), тот, что моден (5 баллов), остромодный (7 баллов)?
- Хватает ли у вас смелости, чтобы в числе первых надевать самые экстравагантные вещи? Да — 5 баллов, в зависимости от обстоятельств — 3 балла, нет — О баллов.
- Предпочитаете ли вы смелые сочетания цветов? Да — 5 баллов, изредка — 3 балла, нет — 1 балл.
- Любите ли вы носить: спортивные блузки (3 балла), английские костюмы. (2 балла), юбки старого покроя (1 балл)?
- Какой фасон шляпы предпочитаете: с широкими полями (7 баллов), типа «тюрбан» (4 балла), без полей (2 балла) или вы вообще не носите шляп (0 баллов)?
- Какие сумочки вам больше нравятся: спортивные на ремне (4 балла), напоминающие по форме сундук (3 балла), «конверты» (2 балла) или любые, какие в моде (О баллов)?
- Любите ли вы туфли на каблуке? Да — 3 балла, нет — 0 баллов.
- Есть ли в вашем гардеробе хоть одна вещь, сделанная своими руками? Да — 3 балла, нет — 0 баллов.
- Ваша любимая домашняя одежда: длинная юбка с блузкой или джемпером (5 баллов), брюки со свитером (3 балла) или вы просто донашиваете старые вещи (2 балла)?
- Какие предпочитаете украшения: бусы (7 баллов), броши (5 баллов), кулоны (3 балла) простые цепочки (1 балл)?
- Ваши любимые узоры на ткани: цветы (7 баллов), горошек (5 баллов), полосы (3 балла), геометрический рисунок (1 балл) или вы предпочитаете гладкие, ненабивные материалы (О баллов)?
А теперь подсчитайте баллы.
5—11 баллов. Вы человек осмотрительный, цените покой и стабильность, не спешите раскрывать свою душу, хотя всегда вежливы и приветливы с окружающими. С трудом завязываете новые знакомства, но уж если кто-то завоюет ваше расположение, то это надолго. Вы хорошая(ий) хозяйка (хозяин), к детям требовательны. На работе отличаетесь исполнительностью.
12—22 балла. Ваш характер противоречив: без особых поводов вы переходите от радости к грусти, от мрачного настроения к безудержному веселью. Любите жить в постоянном движении, часто меняете свои взгляды, что не всегда нравится окружающим. На работе отличаетесь быстротой, смекалкой, но такие периоды часто сменяются днями апатии.
23—37 баллов. Вы близки к «золотой середине», вам легко с окружающими, а им — с вами. Хорошо владеете собой, доброжелательны, но если нужно, способны на быструю реакцию. Вам удается завоевать доверие даже тех, кто поначалу неприязненно к вам относился. Хорошо справляетесь с работой. Ваш дом — это спокойная пристань для друзей.
Свыше 37 баллов. Вне зависимости от возраста вы молоды душой. Легко зажигаетесь и так же легко гаснете... Слишком впечатлительны, не умеете скрывать своих чувств. Это создает проблемы в общении с окружающими, осложняет их жизнь и вашу.
6.6. Цвет и религия
Для буддизма (Индия, Китай, Тибет, Япония и др.) характерно восприятие мира сквозь призму схожих цветовых символических обозначений. Иерархически расположены пять цветов: красный, белый, желтый, синий и зеленый.
Красный цвет дает образ жары, огня, солнца, смерти. Это атрибут ряда божеств потустороннего мира, например бога смерти (Индия), который одет в красный плащ. В Индии по канону, определяющему нормы женской красоты, у красивой женщины — пять вещей красного цвета: ладони, мочки ушей, подошвы ног, губы и «следы твоих ног, что поклонникам любы». Большое значение имеет чистота красного цвета. Он обозначает световую тропу «мудрости» (К. Юнг), где царят Мудрость и размышления, цвет активности, Божественного Творения.
Тусклый красноватый цвет обозначает прибежище несчастливых, неприкаянных душ, которые никогда не могут достичь освобождения от земных тягот в силу их прошлых прегрешений, сильных чувственных привязанностей, злобы или мести.
Белый цвет — символ воды, святости, просветления, бессмертия богов (атрибут богини любви и красоты, носившей белоснежное одеяние). Им обозначен священный белый конь, который олицетворяет не только день и свет, но и добро. В буддизме белый цвет Очищение, Пространство, Интуиция, Знание, Любовь, Порядок, Красота, Совершенство.
Дымчатый цвет говорит о зле в душе человека (тибетская «Книга мертвых»). Белый и красный передают идею конфликта между низшим и высшим духовными началами.
Черный — символ земли, подземного мира, хаоса — начального состояния тьмы, в котором находился мир до возникновения жизни. Черный — символ дурных дел и мыслей. Противопоставление белого и черного несет в себе идею непрестанной смены жизни и смерти, дня и ночи, цикличности времен года, борьбы добра и зла.
Оранжевый (желто-оранжевый) — цвет одежды буддийских лам и нищих аскетов, служивший символом отречения от земных благ и человеческого общества. Он воспринимался как цвет отречения, уединения, глубокой аскезы. В то же время это цвет неумолимого наказания за совершенные земные грехи (как на уровне сознания, так и на физическом; поэтому в одежду такого цвета одевали преступников перед казнью).
Желтый (золотой) — символизирует юг, добро, свет, огонь, тепло, щедрость, «мудрость восприятия» (К. Юнг), доброту, терпеливость, набожность. Обеспечивает гармонизацию жизненно важных процессов (органических, ментальных, дыхательных).
Зеленый — цвет земли, севера, судьбы. Зеленый цвет олицетворяет бесстрашие. Тусклый зеленый служил символом вражды, зависти, ревности.
Синий (голубой) — символ воздуха, неба, пространства, несет на землю мудрость буддийского учения; является в буддизме символом Разума, Сознания, высоты духовного просветления, символизирует силу. Его задача — уничтожение заблуждений и тупости. Темно-синий цвет обозначает уравновешенность, принцип сознательности, образ защитника и избавителя.
Мусульманская религия так же, как все религии мира, базируется на цветовом каноне. Распространение ислама происходит в начале VII века на территории Аравийского полуострова (Египет, Сирия, Ирак, Иран, Южная Аравия и др-)- Цветовая каноническая система основывается на символических трактовках, свойственных этим народам. Отношение к разным цветам у мусульман, начиная с периода средних веков, определяется влиянием христианства. Расширяется палитра цветов — к шести каноническим цветам добавляется еще три. Цвет становится одним из ведущих языков общества, отражая синтез логических форм познания мира/ В мусульманском каноне первые места в иерархии цветов принадлежат зеленому и белому.
Зеленый в исламе не имеет негативных значений. Это священный цвет. С одной стороны, он является земным цветом: природы, растений, которые дают пищу, тень, полезные материалы, красоту, зелень украшает песчаную пустыню. С другой — это цвет мусульманского рая, расположенного на седьмом небе и являющегося царством зеленого цвета.
Главная его ценность — четыре темно-зеленых сада. В раю зеленые не только деревья, но и одеяния и подушки для возлежания праведников, ангелы одеты в зеленый шелк, шитый золотом. Магомет выбрал зеленый цвет для своего знамени. Зеленую чалму имеет право носить только высшее духовное лицо. Зеленый цвет соединяет в себе земное и небесное начала.
В силу отношения мусульман к зеленому цвету особую ценность для них зеленые камни (чистых тонов, с ярким блеском). Этим требованиям более всего отвечает изумруд, который занимал первое место по ценности. Высоко ценились и другие камни зеленого цвета (топаз, хризолит, аквамарин, берилл, турмалин, александрит, а также камень с дополнительным оптическим эффектом — авантюрин).
Белый — считался священным цветом, знаком божественной чистоты и духовности. Он олицетворял все благое, светлое, доброе. Красота белого цвета воспевалась в поэзии и лирике Востока. В нем усматривался лучший цвет, который отражал достоинства. Паломники носят белые одежды, а мусульмане — белые тюрбаны как знак духовного очищения и перерождения. Священный конь Бурак также был белого цвета и имел на ногах белые крылья.
Серебро, жемчуг и хрусталь — носители белого цвета — главные украшения в раю. Серебро на Востоке ценится выше золота, поскольку это металл Луны, культ которой характерен для ислама. Но белый цвет — это и цвет траура, хотя его положительное значение сохраняется, так как смерть мусульманами не воспринимается трагически. Это переход к вечной жизни и покою.
Золотой — является священным в исламе и главным в земной иерархии цветов. Золото наилучшим образом ассоциировалось с солнцем и его светом. Мусульмане исследуют и описывают чудесные, целебные свойства, по которым ему нет равных среди других цветов на земле. Это «эликсир солнца», он дает счастье людям, прогоняет беды, лечит все болезни, особенно душевные. Считалось, что созерцание золота делает человека смелым, красивым, укрепляет ум и продлевает жизнь. По этой причине было принято дарить золото царям и богам.
Желтый — замещает и изображает золото, потому считается светоносным и златоподобным цветом. Но отмечаются и негативные ассоциации: это цвет разных болезней, ржавчины и др. Желтый (zairik, или желто-зеленый) — неприятный, ядовитый, вредный цвет, который характеризует злые и безобразные силы.
Красный (пурпурный) — заключает в себе свойства солнца и огня, поскольку он воспроизводит не только их сияние, но и тепло. Это священный и светоносный цвет, цвет силы, власти, жизни, любви, красоты, вина — в смысле духовного опьянения.
Считалось, что красный цвет обладал рядом могучих целебных свойств. Камни красного цвета: рубин, гранат, лал (шпинель), турмалин и другие — наделялись магическими свойствами. Считалось, что рубин дает обладателю силу, бесстрашие, мудрость, способствует любви и страсти. В негативном смысле почти не употребляется (только иногда смерть описывается как «кроваво-красная»).
Синий, голубой, фиолетовый — это цвета воды, неба, тени, ночи, ночной прохлады. Отмечаются их полезные свойства как цветов, дающих отдых глазам, утомленным ярким дневным сиянием солнца и песка; он оказывает успокаивающее воздействие на психику человека.
В Средней Азии была легенда, согласно которой правитель города, заболевший тяжелой формой ипохондрии, выздоровел после того, как стены его дворца и предметы были выкрашены в синий цвет. Затем весь город был окрашен в синюю гамму. К. С. Петров-Водкин, пересказавший эту легенду в повести «Самаркандия», отмечает, что в городе «голубого бея» нет «удручения от жары», яснее и легче думается, испытывается легкость в движениях.
В XII—XIII веках голубой цвет был цветом траура в мусульманской Индии, что также соотносит его с идеей о вечной загробной жизни. В архитектуре и декоративном искусстве Древнего Востока синий и голубого цвета применялись, начиная с V-IV тысячелетия до н. э.
Сочетание этих цветов с белым широко распространено в мусульманской культовой архитектуре (белые стены и голубые купола мечети, их сине-золотой декор).
Высоко ценились синие и голубые драгоценные камни, отмечались их целебные свойства, но при этом камень должен был быть чистого цвета, иначе он мог навлечь несчастья на своего владельца. Считалось, что сапфир успокаивает и восстанавливает силы, устраняет зависть и вероломство, освобождает от страха и порождает смелость.
Фиолетовый цвет (лиловый или сиреневый) — цвет аметиста — мистический, мало использовался в быту. В нем таинственность граничит с обманчивостью, синева соединяется с краснотой, заключает два противоположных начала: духовное и физическое, земное и небесное.
Черный — цвет ночи (мрака), земли, драгоценных благовоний (мускуса и амбры), цвет священного камня в храме Кааба, посланного Адаму с Неба, хранящегося в центральном мусульманском святилище. Этот камень был сначала белым, но затем почернел от человеческих грехов. В мистических учениях мусульман он являлся символом идеального человека и истины. Поэтому священные письмена в мечетях выполнялись черным цветом.
Присутствует и негативное значение — черный цвет плох, если он связан со злыми делами, грязью, грехом. Еще в Древнем Иране черный цвет олицетворял все злое, неприятное в предметах и явлениях природы. Эта символика частично сохраняется в христианском каноне.
Черный цвет встречается во внутреннем декоре мечетей в виде орнаментальной вязи или полос-лучей. Чередование черных и белых полос (черного с золотым, зеленым и т. д.) встречается в росписях куполов, колонн, порталов, что указывает на присутствие Бога, взаимосвязь тьмы и света, тайну мироздания.
Черную одежду и знамена имели мусульманские халифы, что в свою очередь означало начало пути просветления и духовного очищения.
Серый цвет олицетворял несчастье. Имел полностью негативное значение.
Коричневый цвет, как и серый, в мусульманской религии имеет только негативное значение. Оба эти цвета представляют собой «заглушение и затемнение двух прекраснейших сияющих цветов: белого и желтого».
В Коране этот цвет символизирует гибель и распад зеленых растений, цвет гниения, всего негативного, связанного с тленом.
В мусульманской религии приоритет отдается трем цветам — зеленому, черному и голубому (синему). Они отражают духовные миры, трудно постижимые человеческим разумом, поэтому используются в ритуальной одежде.
Белый, красный, золотой — представляют миры на уровне человеческого понимания. Эти идеи соотносятся с принципами человеческих взаимоотношений, а цвета, их обозначающие, получают широкое распространение в быту, одежде, декоративно-прикладном искусстве.
Ниша, украшенная красными, черными и белыми полосами, символизирует путь человека к Богу:
- от земных страстей и желаний (красный);
- через духовное и физическое очищение (черный);
- к духовному просветлению (белый).
Христианство возникло в I в. н. э. на территории
Палестины, распространилось за ее пределы, а в IV-VII веках утвердилось в качестве официальной религии Римской империи. После ее распада на Восточную и Западную части образуется Византийская империя, где христианские доктрины окончательно оформляются и закрепляются в виде различных канонов.
Ведущей категорией византийской эстетики являлся свет (наряду с «красотой» и «прекрасным»). В Византии было разработано три системы носителей света, которые создавали иллюзию свечения картины (без использования источника света). Краски использовались светоносных, локальных цветов. В качестве духовного символа образ света в византийском искусстве рассматривался с двух позиций: его прозрачной ясности, раскрывающей «мир для зрения и познания», и тяжелого блистания, восхищающего душу и изумляющего ум.
Свет материализуется в цвете или в «Божественном светоносном веществе» — золоте. Цвет после слова играл одну из главных ролей. Основу цветового канона в VI веке составляли семь цветов, следовавших в определенной иерархии. Рассмотрим их кратко.
Золотой (желтый) цвет символизирует образ Божественного, непроницаемого Света. Застывшим солнечным светом является золото, так как Солнце — царь и Бог у человека. Свою значимость (как Божественного светоносного вещества) золото сохраняет для всей христианской традиции. Оно ассоциируется с «огнем», который связан со светом Солнца. Чистое золото символизировало чистоту (Дева Мария), целомудрие телесное и духовное.
Золото — вещество, которое в силу своей плотности не допускало тлена. В иконописи золотом покрывались те элементы композиции, которые являлись носителями Божественного Света.
Золотая краска была рассчитана на изменчивость освещения. Ею покрывались фоны, лучи, нимбы, то есть те элементы картины, которые могли быть носителями световой энергии. Мозаики и иконы выполнялись на вогнутых поверхностях. Художники фокусировали световой поток на значимых фигурах путем особой укладки смальты и организации композиции.
Пурпурный цвет — символ мученичества Христа и его возрождения (одет в багряницу); цвет императора (наместника Бога на земле). В знак особого почитания Третий Вселенский собор (431 г.) постановил изображать Марию и Анну в пурпурных одеждах.
Пурпурные чернила были традиционным символом, несущим информацию о предстоящей жертве Христа. Внимание к пурпуру вызвано его психофизическими характеристиками. Пурпурная краска добывалась из особых сортов морских раковин и высоко ценилась.
Красный цвет в христианстве — символ крови Христа. В византийской цветовой символике он более простой, земной, поэтому в каноническом ряду занимает более низкое положение. Тело Христа, с рубцами от бичей, символизировала папирусная хартия (рукопись).
Белый цвет в византийской цветовой символике противопоставляется красному (земному). Выступал в качестве символа чистоты и отрешенности. Одежда Христа, ангелов, апостолов в иконописи изображалась белого цвета.
Черный цвет — символ конца, смерти в Византии. Однако чернота монашеских одежд — это отрешенность от мирских благ. «Черноцвет» является исходным состоянием вещества (перерождения человека) на пути становления «златоцветом». В христианской символике это предельное унижение на пути к славе, последнее петлевание ради вечного нетления. Отсюда антитеза — чернота монашеских одежд и белое, золотое сияние ангелов.
Темно-синий — символ непостижимых тайн.
Зеленый — символ природы, юности, цветения. Синий и зеленый цвета у византийцев являлись цветами высших лиц в чиновничьей иерархии, которые носили обувь, одежду или ставили визу чернилами такого цвета.
Серый — в произведениях крупнейшего византийского писателя Никиты Хониата (XII в.) противопоставлялся белому (символу чистого духа), несет в себе бесславие («серые паруса»).
Пестрота в литературе рассматривается как негативное явление, символ зла. Цвета, создававшие ощущение пестроты, редко встречаются у писателей, так как пестрота, создаваемая ими, воспринималась как создающая ощущение враждебной неустойчивости.